Главная Отделения Врачи Статьи Контакты
Эффективная медицина

Главная Библиотека Физкультура для ослабленных детей Физкультура при ожирении

Физкультура при ожирении

Самой распространенной формой ожирения в детском и подростковом возрасте является ожирение, не связанное с нарушением работы эндокринной системы организма (83,7 % случаев). У школьников наиболее часто встречаются случаи ожирения I и II степени (превышение веса на 15-50 % от нормы в соотношении с ростом). Основными причинами возникновения избыточного веса являются малоподвижный образ жизни и неправильное питание.

Следует отметить, что ожирение, начавшееся в раннем детском возрасте, особенно прогрессирует в период полового развития, а в дальнейшем грозит различными заболеваниями. Одним из основных факторов риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний у взрослых является избыточный вес. Ожирение, начавшееся в детстве, приводит впоследствии к сахарному диабету, раннему атеросклерозу и другим серьезным нарушениям здоровья. Основные трудности лечения ожирения I-II степени у школьников заключаются в том, что родители долгое время считают умеренно избыточный вес ребенка признаком здоровья. Такие дети надолго выпадают из поля зрения врачей. На прием, как правило, приходят подростки с III-IV степенью ожирения, но и в этих случаях основными причинами обращения к врачу являются жалобы на повышенную утомляемость, головные боли, боли в области сердца, живота, но не на избыточный вес.

У младших школьников тучность вызвана в одинаковой мере двумя факторами: недостаточной подвижностью и избыточным питанием.

Изучение двигательного режима школьников показало, что около 80 % учащихся, имеющих избыточный вес, ограничивались физическими упражнениями на уроках в школе и только 20-25 % дополнительно занимались в различных спортивных секциях. Однако эти занятия не были постоянными и часто прерывались в связи с болезнями. Кроме того, по данным специального опроса, в 70 % случаев тучные дети дополнительно занимались музыкой, посещали различные кружки, изучали иностранный язык. В режиме школьников с избыточным весом отсутствовали утренняя гимнастика, закаливающие процедуры. Игры и упражнения на свежем воздухе проводились от случая к случаю. В семьях учащихся начальных классов утреннюю гимнастику либо не делал никто из членов семьи, либо делал только отец, не привлекая к этому ребенка. Как правило, занятия спортом и оздоровительной физкультурой в таких семьях не практиковались.

Таким образом, из всех форм физического воспитания у младших школьников с избыточным весом используется только урок физической культуры в школе, то есть суточный объем движений явно низок. Рассчитывать же на компенсацию недостатка движений за счет спонтанной двигательной активности не приходится, так как у этих детей уже выработалась привычка к малоподвижному образу жизни, тихим играм с себе подобными сверстниками. Даже у здоровых, правильно развивающихся детей только спонтанная двигательная активность и уроки физической культуры в школе не могут обеспечить необходимого объема движений.

В дальнейшем, в подростковом возрасте, ведущим фактором в прогрессировании патологического процесса ожирения следует считать малую двигательную активность. В этот период резко меняются психика и поведение подростка. Тучные подростки начинают отставать от сверстников даже в выполнении тех движений, где они раньше имели преимущество. Девочек, кроме того, начинает волновать внешняя сторона вопроса - понятие о красоте фигуры, которое не вяжется с полнотой. В это время подростки, особенно девочки, самостоятельно ограничивают себя в питании и сознательно рассматривают диету как средство лечения.

Специальный опрос школьников средних и старших классов с избыточным весом показал, что многие из них едят не больше, чем их сверстники. Однако при дальнейших расспросах выяснялось, что в предыдущие годы их перекармливали. Теперь даже на уроках физической культуры тучные дети, как мальчики, так и девочки, под любым предлогом старались уклониться от выполнения многих упражнений или сделать упражнение меньшее количество раз, отказывались от попыток выполнения упражнений на результат. Оценка двигательной активности на уроках физической культуры у детей с избыточным весом (при измерении шагомером.) показала, что до 4-го класса такие школьники имели средний уровень движений за урок (только в единичных случаях низкий) по сравнению с детьми с нормальным весом. С 5-го по 8-й класс показатели двигательной активности как у мальчиков, так и у девочек с избыточным весом были только низкими.

Свободное время в большинстве случаев учащиеся проводили за чтением художественной литературы, много времени просиживали у телевизора. Так, ученики 1-4-х классов в 44-58 % случаев затрачивали на просмотр телевизионных передач до 2 часов ежедневно, а учащиеся 5-9-х классов - более 3 часов.

Ожирение, начавшееся в детские годы (если его вовремя не остановить), прогрессирует и проходит три фазы патологического процесса: неосложненную, переходную и осложненную. Неосложненная фаза ожирения (I-II степень) в большинстве случаев встречается у мальчиков 9 лет и у девочек 9-11 лет.

Анализ успеваемости по программе "физическая культура" показал, что в этом возрасте школьники еще справляются со всеми требованиями, предъявляемыми программой, и имеют оценку "4" и "5". Начиная с 12-13 лет школьники с начальными степенями ожирения начинают резко отставать в развитии выносливости, быстроты и силы. В частности, они не справляются с упражнениями на снарядах, лазаньем по канату, акробатическими упражнениями. Им не удаются прыжки в высоту, скоростной бег. Это может быть объяснено прогрессированием скрытого патологического процесса - нарушений со стороны сердечно-сосудистой системы, нарушения обмена веществ.

Основными методами лечения ожирения у детей являются диетическое питание и увеличение энерготрат посредством повышения интенсивности двигательного режима. Необходимо отметить, что, обсуждая вопросы лечения ожирения, мы имеем в виду только начальные его формы, когда нет серьезных нарушений эндокринной и других систем организма, требующих специального лечения.

Диетический метод лечения детей с I-II степенями ожирения - это нормальное по калорийности питание с правильным распределением калорий для каждого приема пищи в течение дня.

Параллельно диетическому лечению необходимо заниматься физическими упражнениями.

Лечение ожирения, даже начальных его степеней, - длительный процесс, который должен проводиться в привычных для ребенка условиях (в школе, дома). Специалистами доказано, что физические нагрузки играют большую роль в лечении ожирения, чем снижение калорийности пищи.

В. Велитченко

"Физкультура при ожирении" и другие статьи из раздела Физкультура для ослабленных детей

Читайте также:

Яндекс.Метрика
©Эффективная медицина
2004-2020