Главная Отделения Врачи Статьи Контакты
Эффективная медицина

Главная Библиотека Физкультура для ослабленных детей Физкультура при артериальной гипертонии

Физкультура при артериальной гипертонии

Артериальная гипертония (повышенное кровяное давление) встречается у 8-10 % школьников младшего возраста, а у старшеклассников (в период полового созревания) до 16-18 %. Ученые считают, что основными факторами, способствующими повышению давления, являются нервное перенапряжение, избыточная повседневная информация, перегруженность школьной программы (на фоне гипокинезии). Появляются застойные очаги возбуждения в центральной нервной системе, что в результате сложных процессов, происходящих в организме, приводит к сужению кровеносных сосудов.

Упрощенно эти процессы можно представить в виде следующей схемы:

  • Психоэмоциональное напряжение на фоне гипокинезии
  • Стресс-реакция
  • Усиленный выброс катехоламинов и глюкокартеидов (гормонов надпочечников)
  • воздействие на соответствующие рецепторы сердца, сосудов, надпочечников
  • Увеличение ЧСС, минутного объема крови сердца
  • Неадекватная реакция сосудистого центра и периферического звена кровообращения
  • Повышение артериального давления

Гипокинезия приводит к снижению тонуса и нарушению саморегуляции сосудистых центров, тем самым усугубляя патологический процесс. Оздоровительная физкультура, циклические виды спорта несут положительные эмоции, снимают напряжение, формируют новый динамический стереотип, уничтожающий или ослабляющий старый. При выполнении физических упражнений мощные потоки импульсов с крупных групп мышц и суставов, поступающие в центральную нервную систему, создают положительный очаг возбуждения, который, распространяясь, разрушает застойный патологический очаг.

Наибольший оздоровительный эффект дают физические нагрузки в комплексе с водными процедурами на ранних стадиях заболевания. Помимо занятий на уроках физкультуры в подготовительной группе школьникам, страдающим гипертонической болезнью, необходимо заниматься циклическими видами спорта (с небольшой интенсивностью, при ЧСС 120-130 уд/мин) не менее трех раз в неделю. Это бег трусцой, ускоренная дозированная ходьба, плавание, катание на велосипеде, гребля, турпоходы и экскурсии, зимой - ходьба на лыжах, катание на коньках. В режиме дня обязательны утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.

Артериальная гипотония (пониженное кровяное давление) встречается, как правило, у физически ослабленных детей (на фоне гипокинезии и нервной перегрузки). Дети при этом жалуются на быструю утомляемость, головокружение, мелькание "мушек" перед глазами при резком изменении положения тела. Они раздражительны, вялы, выполнение физических нагрузок сопровождается учащенным сердцебиением и одышкой.

Оздоровление средствами физической культуры должно проводиться с соблюдением принципов умеренности, ритмичности, постепенности увеличения нагрузок. Важную роль играет эмоциальная насыщенность занятий. В зависимости от состояния здоровья школьники могут заниматься физкультурой в подготовительной группе или временно переводятся в специальную группу.

В. Велитченко

"Физкультура при артериальной гипертонии" и другие статьи из раздела Физкультура для ослабленных детей

Читайте также:

Яндекс.Метрика
©Эффективная медицина
2004-2020