Главная Отделения Врачи Статьи Контакты
Эффективная медицина

Главная Библиотека ЛОР-заболевания Тугоухость у детей, диагностика

Тугоухость у детей, диагностика

Детская тугоухость в последнее время становится серьезной и важной проблемой. Несмотря на значительные успехи в этой области, число детей с тугоухостью не снижается, а многие факторы воздействия на орган слуха растущего организма ребенка приобретают в современных условиях все большее значение. Исследования последних лет показывают значительное увеличение числа детей с врожденными и генетическими дефектами, в том числе и с тугоухостью. Мало снижается число детей и с приобретенной сенсоневральной тугоухостью, чему способствует увлечение детей и подростков прослушиванием плееров и наушников с громкой битовой музыкой.

Несомненно, что своевременное исследование слуха у детей, особенно у новорожденных, имеет чрезвычайно важное значение и не только с точки зрения ранней профилактики тугоухости, но и с точки зрения профилактики развития речи, которая во многом зависит от состояния органа слуха. Выявление патологии детского слуха затрудняется тем, что ребенок не может пожаловаться, а окружающие замечают ее только тогда, когда время для эффективных мероприятий бывает упущено.

Конечно, оптимальным было бы выявление патологии слуха еще во внутриутробном периоде, и такие методики предлагаются рядом зарубежных авторов (Циммерман, Йоханссон, Портманн и др.). К сожалению, эти методы не нашли пока широкого применения в отечественной практике.

Что же касается определения состояния слуха у новорожденных, то наибольшее распространение получило использование некоторых ориентировочных рефлексов, позволяющих судить о наличии слуховой функции (глазодвигательный и сосательный рефлексы, различные комплексы двигательных реакций, сердечно-сосудистые и дыхательные рефлексы, комплексы вегетативных реакций и др.). Так, например, Д.И. Тарасов и соавт. (1984) предлагают приближать источник звука к уху ребенка на расстояние 10 см с паузой в несколько секунд для исключения реакции ребенка на движение руки исследователя и производить звук.

В качестве источника звука можно использовать колокольчик, игрушку-пищалку, трещотку Барани. Достоверной реакцией они считают физиологическую активность ребенка в течение 2 с после прекращения подачи звука. Звуковое раздражение авторы советуют производить несколько раз с паузами для успокоения ребенка. В то же время ряд авторов (К. Дитцель, Д. Даль, А. Гетце) считают, что исследование слуха у новорожденных должно проводиться исключительно при помощи шорохов и шумов.

Наиболее информативными ответными реакциями новорожденных являются мигание и активность век, зажмуривание глаз и нахмуривание бровей, вздрагивание всего тела и разведение рук и ног в стороны, замирание, поворот головы и глаз в сторону источника звука, изменение ритма дыхания и др.

К сожалению, эти исследования могут дать ответ лишь на вопрос, слышит или не слышит ребенок, но отнюдь не то, как он слышит. Кроме того, необходимо выявление нарушений поэтапного развития у ребенка голосовой функции, что может указывать на нарушение слуха. Так, например, появление в голосе ребенка резкого, скрипучего тембра, использование им лишь гласных звуков до 6-месячного возраста дает возможность предположить наличие у него тугоухости или глухоты. Однако нельзя забывать и о возможной задержке речи, связанной с патологией нервной системы ребенка. Исходя из этого, важным является дальнейшее исследование слуха у детей младшего возраста от 1 до 3 лет. Этот возрастной период является чрезвычайно важным в жизни ребенка, так как в это время формируется его речь. Не слыша голоса окружающих, он не может подражать им, а следовательно, и формировать свой словарный запас. Поэтому замедления, нарушения или искажения речи должны безусловно насторожить родителей и медицинских работников и заставить их провести тщательный и разносторонний контроль слуха в специализированном учреждении - сурдологопедическом диспансере.

В арсенале диагностических средств для этой группы детей имеются объективные методы исследования, включающие методику вызванных слуховых потенциалов, транстимпанальной электрокохлеографии, метод акустической импедансометрии. Так, импедансометрия позволяет определить давление в среднем ухе, состояние слуховой трубы, тонус и степень подвижности барабанной перепонки, функциональное состояние цепи слуховых косточек. Метод основан на физическом законе: уровень звукового давления является функцией замкнутой полости. Именно такая полость создается благодаря введению в слуховой проход датчика импедансомет-ра. Подробное описание всех соответствующих методик излагается в соответствующих руководствах, например в монографии М.Я. Козлова и А.Л. Левина (1989).

Детям от 3 до 5 лет широко применяют игровую тональную и речевую аудиометрию, методика которых заключается в выполнении ребенком определенных игровых заданий в ответ на звуковое раздражение.

В. Петряков

«Тугоухость у детей, диагностика» – статья из раздела ЛОР-заболевания

Читайте также в этом разделе:

Яндекс.Метрика
©Эффективная медицина
2004-2020