Главная Отделения Врачи Статьи Контакты
Эффективная медицина

Главная Библиотека Лечебная физкультура в хирургии Правила применения лечебной физкультуры

Правила применения лечебной физкультуры

Лечебное применение физических упражнений - лечебно-педагогический процесс. Основной формой его проведения является занятие лечебной гимнастикой. Выбор упражнений при оперативном лечении различных заболеваний производится применительно к их использованию в предоперационном или послеоперационном периодах. Он осуществляется после уточнения показаний к применению тех или иных механизмов их лечебного действия, выявления сформировавшихся компенсаций и психологической реакции больного на заболевание и операцию.

Для полноценного лечебного эффекта занятий необходимо соблюдение ряда условий. Существенное значение имеет взаиморасположение последовательно применяемых физических упражнений. После движений малой и умеренной интенсивности формируется оптимальная возбудимость центральной нервной системы. При последующем выполнении новых упражнений может наблюдаться укорочение пускового периода, более полноценное протекание всех физиологических процессов и проявление симптомов "погашения" и "активного отдыха".

Применение расслабления после упражнений, вызвавших утомление, способствует процессам восстановления. Дыхательные упражнения при образовании кислородного долга ускоряют его ликвидацию и сокращают восстановительный период.

Местно действующие упражнения должны выполняться на фоне предшествующего общего воздействия занятий. Оптимальная последовательность применения упражнений обеспечивает полноценность "общего" и "местного" лечебного воздействия.

Физиологические изменения при движениях различны в зависимости от того, производятся ли они по словесной инструкции или на основании наглядного показа. При словесном объяснении, т. е. воздействии через вторую сигнальную систему, вегетативные реакции, как правило, выше уровня, необходимого для удовлетворения запросов на мышечную работу. После показа несложного упражнения, т. е. при воздействии через первую сигнальную систему, его выполнение вызывает вегетативные сдвиги, адекватные мышечным напряжениям. Совершенно обязательно поэтому решение вопроса о том, будет ли использован показ или словесное объяснение при проведении конкретного упражнения.

Изменения в организме под влиянием физических упражнений полноценны и устойчивы, когда обусловливающие их нервные процессы доминируют в центральной нервной системе. Слабые посторонние раздражители усиливают доминанту. Если эти раздражения чрезмерно интенсивны, может произойти ослабление или извращение доминантных процессов. Исходя из этого, нельзя допускать посторонних сильных раздражителей во время занятий лечебной физической культурой (например, проведение во время занятий неприятной процедуры находящемуся рядом больному).

В свете этих данных необходимо оценивать и наличие болей в момент выполнения упражнений. Постоянные боли создают очаги застойного возбуждения. По механизму индукции при этом в большей или меньшей мере угнетается деятельность различных нервных центров. Создание при движениях мощной двигательной доминанты может оказать тормозящее влияние на очаг застойного возбуждения. Интенсивность болей на период занятий и в ближайшее время после них может снизиться. Незначительные боли, появляющиеся при движениях, могут усилить доминантный процесс, вызванный физическим упражнением, и повысить интенсивность физиологических реакций. Значительная болезненность может нарушить нервную регуляцию функций, вызвать скованность движений, появление болевых контрактур и дискоординацию вегетативных реакций. Может ухудшиться протекание трофических процессов в больном органе.

Необходимо, чтобы больной был убежден в благоприятном действии проводимых занятий. Уверенность в этом достигается разъяснением сущности лечебного влияния упражнений и объективно подкрепляется улучшением самочувствия, увеличением амплитуды ограниченных движений, нарастанием мышечной силы и т. д. Очень благоприятно влияет постоянное расширение возможностей бытового самообслуживания.

Необходимо воспитывать у больного положительное и сознательное отношение к проводимым занятиям и соблюдение им установленного двигательного режима.

Существенное влияние оказывает эмоциональная реакция больного на проведение занятий. Положительные эмоции сопровождаются повышением общего тонуса организма, отрицательные могут привести к развитию тормозных процессов и, в частности, к затруднениям в выполнении даже несложных движений.

Положительная эмоциональная реакция может создаваться при благоприятном решении больным поставленной перед ним двигательной задачи, игровым оформлением упражнения, наличием элементов соревнования и т. д. У тяжелобольных и в ранний послеоперационный период следует осторожно пользоваться положительной эмоциональной окраской упражнений.

Важным является соблюдение оптимальной длительности перерывов при повторном выполнении движений. Каждое последующее движение наиболее целесообразно выполнять в момент, когда последействие от предшествующего упражнения создает оптимальный фон для повторения. Оптимальная длительность перерыва может определяться состоянием вегетативных функций (частота пульса, дыхания) или временем, необходимым для отдыха нервных центров. Например, при быстрой истощаемости нервных центров у больного после кровоизлияния в мозг повторное выполнение активного движение паретичной конечностью должно производиться после достаточно длительного перерыва.

Благоприятное воздействие оказывает сознательное сочетание ритма дыхания с производимыми движениями, удлинение и усиление выдоха. При этом создаются наилучшие условия для кровообращения в малом круге и для гемодинамики в целом, улучшается газообмен, повышается эффективность мышечной деятельности.

Неблагоприятное влияние оказывает натуживание во время упражнений, сопровождающееся выдыхательным усилием при закрытой голосовой щели. При этом уменьшается приток крови к правому предсердию, повышается венозное давление. Сжатые сосуды легких представляют препятствие для тока крови и затрудняют работу правого сердца. При резком глубоком выдохе в момент прекращения натуживания происходит значительное падение внутригрудного давления и быстрое поступление больших количеств крови в правое предсердие.

Существенное значение имеет точность выполнения движения. Точность необходима, когда ею определяется механизм лечебного действия, например при проведении упражнений на координацию- Она не обязательна при упражнениях общетонизирующего воздействия.

Наконец, в ходе проведения большинства упражнений необходимо обеспечение их воспитательного влияния: восстановление у больного настойчивости, дисциплинированности, выдержанности, решительности, умения действовать в коллективе и других моральных качеств.

Под ред. В.Добровольского

"Правила применения лечебной физкультуры" - статья из раздела Лечебная физкультура в хирургии

Читайте также в этом разделе:

Яндекс.Метрика
©Эффективная медицина
2004-2020