Главная Отделения Врачи Статьи Контакты
Эффективная медицина

Главная Библиотека Желудочно-кишечные заболевания и психика Связь состояния психики и заболеваний

Связь состояния психики и заболеваний

Психологи и психиатры установили зависимость между соматическими заболеваниями человека и его личностными особенностями, а также психологическим климатом, в котором он живет и работает. Для людей, предрасположенных к язвенной болезни, характерны тревожность, раздражительность, повышенная исполнительность и обостренное чувство долга. Им свойственна пониженная самооценка, сопровождающаяся чрезмерной ранимостью, стеснительностью, обидчивостью, неуверенностью в себе, мнительностью. Замечено, что эти люди стремятся сделать значительно больше, чем реально могут. Для них типична тенденция к активному преодолению трудностей в сочетании с сильной внутренней тревогой.

Еще в 1950 г. Ф. Александер, один из основоположников психосоматической медицины, заметил, что у большинства пациентов с язвой еще до возникновения заболевания существовал конфликт между потребностью в зависимости, опеке и нарциссическим стремлением к автономности. Запрет же, подавление желания приводят к регрессивным состояниям, в которых потребности и связанные с ними эмоции выражаются физиологически.

Многие исследователи отмечают, что язвенники тревожны, агрессивны, нуждаются в тесных межличностных отношениях и тяжело переживают их разрыв. Таким образом, основную роль в развитии язвенной болезни играют заниженная самооценка людей, их завышенные притязания и повышенная тревожность. Этот набор исследователи назвали "триадой риска", совершенно не характерной для здоровых людей.

Несоответствие между низкой самооценкой и большими запросами - это ситуация, когда человек сам с собой не в ладу. Он уверен, что желаемого не сможет достичь никогда, поэтому постоянно испытывает эмоциональный дискомфорт, недовольство собой, тревогу, беспокойство из-за ожидаемой неудачи при остром желании успеха. Такое эмоциональное состояние может стать хроническим, оно вызывает многочисленные физиологические изменения, ведущие прямиком к развитию всяких болезней, в том числе и язвы.

Пациенты с язвой обнаружили несколько поразительных особенностей. Психологи предлагали им оценить свой ум, характер, здоровье, счастье, уверенность в себе, будущее и дать себе общую оценку. Больные оказались невысокого мнения о своем уме ("Ну, куда уж мне", "Я не академик"), жизненные перспективы рисуются им в довольно мрачном свете, на счастье они, непонятно почему, не надеются, но свое здоровье оценивают очень высоко, хотя серьезно больны. Язва для них важна гораздо меньше, чем, например, плохие отношения с женой.

Свой характер язвенники тоже ценят. Они часто с гордостью говорят о своей покладистости, мягкости, хотя сами отмечают, что ими помыкают и никто их не ценит. Люди с язвой часто любыми средствами стараются продемонстрировать свою "нормальность", "обычность". Они не хотят показать, что собой недовольны, поэтому замкнуты, соблюдают дистанцию при общении, и единственная тема, которую они обсуждают свободно и эмоционально, - собственное здоровье.

Примерно половина язвенных больных переоценивает свои возможности. Так, испытуемые должны были решать задачи, уровень сложности которых они определяли сами. Здоровые люди начинали с самых простых заданий, в случае успеха повышали уровень, а после неудачи возвращались к задачам попроще. Язвенники сразу выбирают задачи, сложность которых заведомо превышает их возможности. Неудачи они как будто не признают, не справившись с трудным заданием, просят еще более трудное. Возможно, замахиваясь на высокие цели, пациент хочет компенсировать невысокую самооценку. Иногда казалось, что таким образом больные хотят показать экспериментатору свою смелость. Кстати, в отличие от здоровых испытуемых, они пытаются втянуть экспериментатора в выполнение заданий, но исследователь не идет у них на поводу, подсказывать не хочет, и больные начинают раздражаться и уставать от этого занятия.

В желаниях своих язвенники заносятся высоко: если счастье - то абсолютное, если будущее - то самое лучезарное. Неважно, что эти цели явно недостижимы. Мечтать так мечтать! Идеалы здоровых людей гораздо ближе к их реальным возможностям.

Когда люди долго и упорно желают недостижимого, это портит характер. Появляются агрессивность, которую человек старается подавить, конформизм в поведении, сверхпривязанность к отдельным людям и страх их потерять. Этот стойкий набор хорошо заметен, иногда даже у подростков.

Уровень притязаний (желаемый уровень самооценки личности) определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности - соответствия реальным возможностям человека. Различают частный и общий уровень притязаний.

Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т. п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и др.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области.

Уровень притязаний может носить более общий характер, т. е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека и прежде всего к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества.

Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.

Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т. п.

Уровень притязаний как психологическая характеристика личности впервые был экспериментально изучен в 1920-х гг. под руководством К. Левина немецким психологом К. Хоппе. Было показано, что выбор задачи определенной трудности зависит от успеха или неудачи в решении предыдущих задач: успех способствует выбору более трудных задач (повышение уровня притязаний), неудачи - наоборот, более легких (снижение уровня притязаний). Выяснилось также, что среди испытуемых существуют лица, которые в случае возникновения риска озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи. Если им приходится осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, они выбирают либо самые легкие задачи, либо самые трудные. Первые - потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален); вторые - потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи (при этом самолюбие не окажется уязвленным).

И. Maлкинa-Пыx

Раздел Желудочно-кишечные заболевания и психика

Читайте также в этом разделе:

Яндекс.Метрика
©Эффективная медицина
2004-2021