Главная Отделения Врачи Статьи Контакты
Эффективная медицина

Главная Библиотека Физкультура для ослабленных детей Оздоровительный бег

Оздоровительный бег

Одним из важных средств физкультуры является оздоровительный бег.

При методически правильном его использовании у детей школьного возраста постепенно развиваются благоприятные изменения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах, несколько увеличиваются масса и размер сердца за счет умеренного расширения его полостей и некоторого утолщения сердечной мышцы. За счет утолщения мышечных волокон (гипертрофии) сила сокращений сердечной мышцы увеличивается, в периферическое сосудистое русло поступает большая порция крови, поэтому в состоянии мышечного покоя оно сокращается реже, а время между сокращениями удлиняется. Сердце у систематически занимающихся бегом школьников работает тем самым экономичней, что можно установить по улучшающейся у них реакции на нагрузки уже после определенного этапа занятий.

Во время бега кровь, протекая быстрее и в большем объеме через легкие, лучше насыщается кислородом из вдыхаемого воздуха, объем которого увеличивается (по сравнению с покоем). При этом кислород, захваченный красными кровяными тельцами, разносится целенаправленно: работающие мышцы получают большую долю, а ненагруженные - меньшую долю крови. Такое рациональное распределение обеспечивается регулирующими механизмами нервной системы, которые развиваются благодаря систематическим занятиям бегом.

Бег лучше других средств развивает такое важное качество, как выносливость, играющее на протяжении всей жизни важнейшую роль в поддержании здоровья, нормальной деятельности таких важных физиологических систем, как сердечно-сосудистая и дыхательная.

Не так давно был проведен опыт использования оздоровительного бега с лечебно-профилактической целью среди ослабленных школьников 7-9 и 10-11 лет, страдавших повторными заболеваниями верхних дыхательных путей и обострениями хронического тонзиллита. Дети младшего школьного возраста проводили круглогодично при любой температуре воздуха в парке занятия под руководством опытного педагога. В течение первых двух месяцев тренировочными средствами были легкий бег, чередующийся с ходьбой, и игры - футбол и регби по упрощенным правилам. В начале систематических занятий дистанции 300 м преодолевалась детьми с трудом. Однако путем постепенного наращивания продолжительности медленного бега и по мере приспособления организма к нагрузкам дети смогли свободно пробегать 2-3 км при совершенно благоприятной реакции пульса, артериального давления и других объективных показателей состояния организма. После трехмесячного периода занятий длительность каждой тренировки возросла с 45 минут до 2 часов. Дети перестали болеть, пропускать по болезни занятия в школе. Разительным был эффект закаливания в связи с круглогодичными занятиями на открытом воздухе.

В возрасте начала полового созревания (девочки 10- 12 лет и мальчики 12-14 лет) могут быть существенные различия в темпе биологического созревания, что сказывается на физическом, двигательном и функциональном развитии. Поэтому перед тем, как начать занятия оздоровительным бегом, необходимо проконсультироваться с врачом и получить у него данные о состоянии здоровья и оценку биологического возраста.

При проведении занятий следует учитывать эти данные: несколько снижать нагрузку детям с замедленным темпом полового развития.

Использование бега как основного средства развития выносливости не исключает, а, напротив, предусматривает включение в систему занятий упражнений на быстроту, развитие мышечной силы, ловкости, гибкости.

Систему внешкольных занятий оздоровительным бегом целесообразно строить по отдельным этапам годового периода, чтобы каждый последующий период предусматривал наращивание нагрузок в полном соответствии с данными врачебного контроля и самоконтроля, которому следует обучать детей по крайней мере со среднего школьного возраста.

В. Велитченко

"Оздоровительный бег" и другие статьи из раздела Физкультура для ослабленных детей

Читайте также:

Яндекс.Метрика
©Эффективная медицина
2004-2020